Wednesday

Sukhoi PAK-FA T-50 / Сухой ПАК-ФА Т-50

The magazine "Popular Mechanics» № 11 / Журнал «Популярная механика» №11

Сухой ПАК-ФА Т-50

To show the public the long-awaited fifth-generation fighter remained a matter of months. But the wait is unbearable, and "Popular Mechanics" has decided to bring together all that at the time of issue of the journal is known about this aircraft, as well as to dream up on his appearance

Clear criteria for the fifth generation, of course not, but it is believed that these aircraft must have a low radar visibility and supersonic cruising speed; to vserakursny attack targets in close air combat, as well as to multi-channel rocket fire during the battle at long range; be automated management tactical tasks, jamming, combat, etc. Despite the vagueness of the criteria, one such aircraft, an American F-22, already is used by the United States, and it is likely that by the time of serial production of fifth-generation fighter production is generally already be terminated.

Same age adjustment.

In 1981, the fighter design bureaus of the Soviet Union started full operation of the prospective multi-role fighters 1990. In fact, the program I-90 provides that the first long-range interceptor that could replace both the Su-27 and MiG-31 the same project. Naturally, the new fighter was to be adequate for development at the same time, American "forward-looking tactical fighter ATP.

Among the main requirements for a new car, according to the book "Air Defense of Russia," were the words: interception, while ensuring the high values of supersonic borders; conduct a successful air combat, including group actions and complex communications environment, strikes against ground targets, ie tasks interceptor fighter and attack aircraft.

The project was called KB Mikoyan MiG 1.44, and the plane was supposed to take off in 1991-1992, and then running in production since the mid 1990's. But then two things have not gone flying.

До показа широкой публике долгожданного российского истребителя пятого поколения остались считанные месяцы. Но ждать уже невмоготу, и «Популярная механика» решила собрать вместе все, что на момент выпуска журнала известно про этот самолет, а также пофантазировать на тему его внешнего вида

Четких критериев пятого поколения, конечно, нет, но считается, что такие самолеты должны иметь малую радиолокационную заметность и сверхзвуковую крейсерскую скорость; вести всеракурсный обстрел целей в ближнем воздушном бою, а также вести многоканальную ракетную стрельбу в ходе боя на большой дальности; нести автоматизированные системы управления тактическими задачами, постановки помех, борьбы с ними и т.п. Несмотря на нечеткость критериев, один такой самолет, американский F-22, уже стоит на вооружении США, и существует вероятность, что к моменту серийного выпуска российского истребителя пятого поколения его производство вообще уже будет прекращено.

Ровесник перестройки.

В1981 году истребительные конструкторские бюро Советского Союза приступили к полномасштабным работам над перспективным многофункциональным истребителем 1990-х годов. По сути, программа И-90 предусматривала создание в первую очередь дальнего перехватчика, способного заменить как Су-27, так и МиГ-31 одним проектом. Естественно, новый истребитель должен был быть адекватен разрабатываемому в то же время американскому "перспективному тактическому истребителю" АТП.

Среди основных требований к новой машине, согласно книге "Авиация ПВО России", значились: перехват при обеспечении высоких значений сверхзвуковых рубежей; ведение успешного воздушного боя, в том числе в групповых действиях и при сложной радиотехнической обстановке; нанесение ударов по наземным целям, то есть выполнение задач перехватчика, истребителя и ударного самолета.

Проект КБ Микояна носил название МиГ 1.44, и самолет должен был подняться в воздух в 1991-1992 годах, с последующим запуском в производство с середины 1990-х. Но далее двух полетов дела не продвинулись.
Sukhoi PAK-FA T-50


Little more successful there was destiny in the second contender to be the main fighter-interceptor 1990-SU-47. Made its first flight in 1997, the car today "in service" on account of its more than 300 flights. There are quite a lot of controversy, what it was for the aircraft, which is so actively demonstrated at various airshows. One theory states that it was anything but the fifth generation, as a promising carrier-based strike fighter Su-27km. Nevertheless no one doubts that many of the decisions of the fifth generation fighter Sukhoi obkatyvali precisely on this plane and that the real "fifth generation" will not be swept wing.

Second attempt

The second time specification for the new fighter was issued already in 1998. It has not changed significantly since the IFIs. However, the ideology of the machine in the new conditions formed only after two or three years. It is known that the headliner of the program, the Sukhoi Design Bureau, managed during this period to develop a number of "paper project": the Su-47 with less risky delta wing, a certain "Ushastik" which is legendary as the failure of the firm, and finally, "The average front-line fighter" (SFI), which led the company to the final victory in the competition.

If at the time of the company's MiG MFI due to high flight data should have been more difficult to surpass the MiG-31, the SFI, it is estimated that promised to do the same as the class is somewhere between the MiG-29 and Su-27.
Немного удачнее сложилась судьба у второго претендента на роль основного истребителя-перехватчика 1990-х годов -Су-47. Совершив первый полет в 1997 году, машина и сегодня "в строю", на ее счету более 300 полетов. Существует довольно много споров, что же это был за самолет, который так активно показывали на разных авиашоу. Одна из версий гласит, что это было никакое не пятое поколение, а перспективный палубный ударный истребитель Су-27КМ. Тем не менее ни у кого нет сомнения в том, что многие решения по истребителю пятого поколения КБ Сухого обкатывало именно на этом самолете, а также в том, что реальное "пятое поколение" не будет иметь крыло обратной стреловидности.

Вторая попытка

Второй раз техническое задание на новый истребитель было выдано уже в 1998 году. Оно не претерпело существенных изменений со времен МФИ. Однако идеология машины в новых условиях сложилась только спустя два-три года. Известно, что хедлайнер программы, ОКБ Сухого, успел за этот срок разработать несколько "бумажных проектов": Су-47 с менее рискованным треугольным крылом, некий "Ушастик" о котором ходят легенды как о провале фирмы, и наконец, "Средний фронтовой истребитель" (СФИ), приведший фирму к окончательной победе в конкурсе.

Если в свое время МФИ от фирмы МиГ за счет высоких летных данных должен был превзойти более тяжелый МиГ-31, то СФИ, согласно расчетам, обещал сделать то же самое уже а классе где-то между МиГ-29 и Су-27.

ПАК-ФА

Mikoyan design bureau fought to the last, putting on a competition project for further development line MiG-29 - tailless with index I-2000. If a normal takeoff weight Mikoyanovsky fighter was 19 tonnes, the machine was on the Sukhoi 4 tons heavier. Light machine claimed to replace the MiG-29 and Su-27, but before long-range interceptor, she could not reach.

In 2002, Sukhoi final triumph, and immediately from the tactical and technicals jobs disappeared version with short takeoff and vertical landing and maximum takeoff weight of the new fighter has risen to 35 tons Abbreviation SFI banish, turning to 200ch in Prospective Complex Frontal Aviation [PAK FA], which was intended to replace full-bodied 'main fighter, the Su-27 and resistance R-22.

Indian trail.

At this time the project began to look after the Indian Air Force leadership - the main customer aircraft Su-27, but after visiting RAC MiG Indians began to gravitate toward the financing of this size. OKB engaged in at least three fighters in different weight categories: a completely overhauled the further development of IFIs 142, a twin-engine fighter jets MiG-29 - I-2000, and a light single-engine fighter in the class of the American F-16. The last two and liked the head of the Indian Ministry of Defense Pranab Mukherjee, who alleged that fund the development of aircraft Sukhoi PAK FA is not going to India. "Our military and industrial enterprises in this sphere would like to participate in all stages of the fifth generation fighter - starting from the conception and design, research and development to co-production, including our financial participation. India needs a plane more easily than developed by Sukhoi "and, most likely, single engine.

Simultaneously with the disappearance of the illusory hopes of Indian money dropped from the requirements for new aircraft. For example, Air Force Commander Vladimir Mikhailov has reduced to 0,15 m Cruising speed: "For example, given a description of 2,15 m to the plane flew so fast, but this number - 0.15 - entails the need to strengthen the keel and weight gain aircraft, "he said, the analysis of aircraft such as Su-27 and MiG-31 shows that although they are able to walk around at such speeds, but they rarely go out.

Almost simultaneously with this statement, the Americans reported having achieved milestone M = 2.42 (2600 km / h) on the fighter F-22 Raptor. By itself, this speed is not something unusual for a modern fighter aircraft, Su-27 flying at speeds of Mach 2.35 (2500 km / h), and the MiG-31 generally at a speed of bullets - M = 2,83 S3000 km / h); surprise here is that the "Raptor" unregulated, in the conventional sense of the word, the air intake. Speed of such vehicles have not exceeded the M = 2.1 [2200 km / h).

Demons

In parallel with the creation of an aircraft in Saturn intensified work on "Demon" on the engine "ed. P7S - further development of AL-31F from the Su-27 fighter. The new engine so-called first stage is equipped with a nozzle with thrust-vectoring engines in one plane and reheat thrust of 14 000-14 500 kg. Now they are equipped with Su-35. The engine of the second phase should be ready for serial production of PAK-FA in 2015, its draft will reach 15 300-15 500 kg, among other things, it will be equipped with the new compressor and a flat nozzle with a thrust reverser.

Sukhoi PAK-FA

ОКБ МиГ боролось до последнего, выставив на конкурс проект дальнейшего развития линейки МиГ-29 - бесхвостку с индексом И-2000. Если нормальный взлетный вес микояновского истребителя составлял 19 т, то машина Сухого была на 4 т тяжелее. Легкая машина претендовала на замену МиГ-29 и Су-27, но до дальнего перехватчика ей было не дотянуться.

В 2002 году КБ Сухого одержало окончательную победу, и тут же из тактико-техничекого задания исчез вариант с укороченным взлетом и вертикальной посадкой, а максимальный взлетный вес нового истребителя возрос до 35 т. Аббревиатура СФИ канула в Лету, превратившись к 200ч году в Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации [ПАК ФА], который предназначался для замены полновесного "основного истребителя" Су-27 и противостояния Р-22.

Индийский след.

В это время к проекту стало присматриваться руководство индийских ВВС - основного заказчика самолетов семейства Су-27, но после посещения РСК МиГ индусы начали склоняться к финансированию этого КБ. Микояновцы занимались как минимум тремя истребителями в разных весовых категориях: полностью переработанным дальнейшим развитием МФИ 142, двухмоторным истребителем класса МиГ-29 - И-2000 и легким одномоторным истребителем в классе американского F-16. Два последних и приглянулись главе индийского Минобороны Пранабу Мукерджи, заявившему, что финансировать разработку самолета ПАК ФА КБ Сухого Индия не собирается. "Наши ВВС и производственные предприятия в этой сфере хотели бы участвовать во всех этапах создания истребителя пятого поколения - начиная от выработки концепции и проектирования, исследования и разработки до совместного производства, включая наше финансовое участие. Индия нуждается в самолете более легком, чем разрабатываемый "Сухим" и, скорее всего, однодвигательном".

Одновременно с исчезновением призрачной надежды на индийские деньги понижались требования к новому самолету. Так, главком ВВС Владимир Михайлов снизил на 0,15 М крейсерскую скорость: "К примеру, задана характеристика 2,15 М, чтобы самолет летал с такой скоростью, однако это число - 0,15- влечет за собой необходимость усиления киля и увеличение веса самолета" По его словам, анализ эксплуатации самолетов типа Су-27 и МиГ-31 показывает, что хотя они и способны ходить примерно на таких скоростях, но редко на них выходят.

Почти одновременно с этим заявлением американцы сообщили о достижении рубежа М=2,42 (2600 км/ч) на истребителе F-22 Raptor. Сама по себе такая скорость не является чем-то необычным для современного истребителя, Су-27 летает на скоростях М=2,35 (2500 км/ч), а МиГ-31 вообще со скоростью пули - М=2,83 С3000 км/ч); удивительно здесь то, что у "Раптора" нерегулируемый, в привычном понимании этого слова, воздухозаборник. Максимальная скорость таких машин ранее не превышала М=2,1 [2200 км/ч).

Демоны

Параллельно с созданием самолета в НПО "Сатурн" активизировались работы по теме "Демон" над двигателем "изд. П7С - дальнейшим развитием АЛ-31Ф от истребителя Су-27. Новый мотор так называемого первого этапа оснащен соплом с отклоняемым вектором тяги в одной плоскости и форсажной тягой 14 000-14 500 кгс. Сейчас им комплектуются истребители Су-35. Двигатель второго этапа должен быть готов к серийному производству ПАК ФА в 2015 году, его тяга будет достигать 15 300-15 500 кгс, среди прочего он будет оснащен новым компрессором и плоским соплом с реверсом тяги.

It is expected that a prototype PAK FA will be shown to the public on the eve of the first flight. According to recent official statements, the T-50, so called PAK-FA in KB, will rise into the air in late 2009 or spring of 2010. One thing is certain: the first flying prototype already in Zhukovsky. Indirect confirmation of this was the MiG 1.44, which some visitors MAKS-2009 seen near the hangar. According to rumors, just in this hangar being prepared for the first flight of a new interceptor Sukhoi.

At that resembles

Reliable information about the T-50 is almost there. Officials prefer to get rid platitudes rather misleading, as showing the true state of affairs. There is also no pictures available aircraft, but there are a lot of pictures.

For the first time about the appearance of new machines became known to the prevailing since the Soviet tradition, from foreign sources. At the Indian forum started drawing without a signature. The fact that this is a real project, not speculation, it became clear one and a half or two years, when the official site of Saturn got a second colorful picture T-50. Image quickly removed, but she managed raspolztis across the internet, indirectly confirming its importance.

Analysis of these figures shows that the fighter jet length of 19 m, with a wingspan of 14 and a height of 4.5 m in the parking lot has a maximum takeoff weight about 32 tons delta wing with leading edge swept 53 degrees, apparently, chosen to achieve a high cruising speed and angular velocity of the roll. For this fighter paid deteriorating runway data, partially offset by the high thrust-weight ratio.

Reduced landing distance will be achieved after the installation of flat nozzles with thrust reversers.

Make any comparison on the basis of two images is a thankless task, but nevertheless, having considered the entire spectrum of the complex known to date information, you can expect 10-15%-ing the superiority of such a machine on the most modern of the overseas aviation F-22. Our fighters have a very serious bonus - time. Since the first flight of Raptor passed entry of, the base unit on board the destroyer about the same.

"Raptor" is certainly a formidable opponent and a dogfight with them will not be easy. Domestic MiG-29 and Su-27, unlike the foreign fighters are equipped with optical-location station, which gives them some chance in the fight against an invisible plane, but who in February 2008, the first flight of Su-35 (Su-27BM) able to make a good competition transatlantic "dinosaur. At least until then, until the weapons "Raptor" is not received missiles with increased range. Today, much of the EPR Su-35 allows the F-22, undetected, to find it for 150-180 miles, but he can shoot only after reducing the distance between the fighters up to 110 miles, and when he becomes visible to the Su-35 in the radar range, while falling under fire missiles R-77. It is also possible that with the new on-board optical-location station OLS-35 Raptor, will be detected at distances greater than 100 km. Then, two Su-35 for $ 40-50 million guaranteed to destroy one F-22 cost $ 146 million

Electronic eyes

A key element in the onboard radioelectronic equipment (avionics), PAK FA - radar, equipped with an antenna with an active phased array [APAA]. At the MAKS-2009 the developer of this system NII instrument making. Tikhomirov, presented a prototype of this particular antenna.

Last year, the first sample station was handed over to the integrated test facility, completed construction of the second set. By mid-2010 should be ready for the third sample of flight tests on board a flying laboratory. According to unconfirmed reports, the antenna consists of 1526 receiving and transmitting modules with total capacity of more than 18 kW. Range of target detection with a high effective area of dispersion, type of aircraft airborne patrol, not less than 400 km. It is expected that the station will be accompanied by 60 and simultaneously fire up to 16 goals. In addition, the board of the new interceptor will be installed antenna thrust wing leading edge and, possibly, the rear-view station. For self-defense will use an optical system circular view that the range of the missile launch back easily allows you to turn air attacks from the "cats" in the "mouse".
What to shoot

The normal combat load of T-50 (up to 12 missiles, air-to-air ") will be located in the inner compartments. Presumably PAK FA has two "deep" compartment for intermediate and long-range weighing up to 700 kg and two small compartments for short-range missiles. For comparison, the size of the compartments "Raptor" allows you to put it no more than eight missiles small and medium-range missiles.

According to the developer, OAO "State Design Bureau" Vympel "them. Toropov" for the PAK FA is preparing a few samples of prospective weapons. High contrast targets can not only be detected at ranges up to 400 km, but destroyed by long-range guided missile "Vol. 810. This missile - a direct heir "of the main fire" Mikoyan MiG-31, missile R-33.

At a distance of 250 km in the work will enter long-term development of SD medium-range R-77-"ed. 180-PD" with the power plant on the basis of ram-jet engine. Option of shorter range missiles - "Vol. 180" with a solid engine - has a range of software to 140 km. Unlike previous generations of missiles, its new seeker will have an active-passive mode, which will build on the SD source of interference and emitting radar planes.

Sukhoi PAK-FA T-50

Ожидается, что опытный образец ПАК ФА будет показан широкой публике в преддверии первого полета. Согласно последним официальным заявлениям, Т-50, так ПАК ФА называют в КБ, поднимется в воздух в конце 2009 года или весной 2010-го. Одно можно сказать уверенно: первый летный экземпляр уже в Жуковском. Косвенным подтверждением этому стал МиГ 1.44, который некоторые посетители МАКС-2009 видели рядом с ангаром. По слухам, как раз в этом ангаре готовят к первому полету новый перехватчик Сухого.

На что похож

Достоверной информации о Т-50 почти нет. Официальные лица предпочитают отделываться общими фразами, скорее вводящими в заблуждение, чем показывающими истинное положение дел. Нет также и доступных фотографий самолета, зато есть куча рисунков.

Впервые о внешнем виде новой машины стало известно, по сложившейся со времен СССР традиции, из зарубежных источников. На индийском форуме появился рисунок без подписи. О том, что это реальный проект, а не спекуляция, стало ясно спустя полтора-два года, когда на официальном сайте НПО "Сатурн" появился второй красочный рисунок Т-50. Картинку быстро убрали, но она успела расползтись по всему интернету, косвенно подтвердив свою значимость.

Анализ этих рисунков показывает, что истребитель длиной 19 м, с размахом крыльев 14 и высотой на стоянке 4,5 м имеет максимальный взлетный вес примерно 32 т. Треугольное крыло со стреловидностью передней кромки 53 градуса, видимо, выбрано с целью достижения высокой крейсерской скорости и угловой скорости крена. За это истребитель поплатился ухудшением взлетно-посадочных данных, которые частично компенсируются высокой тяговооруженостью.

Сокращение посадочной дистанции будет достигнуто после установки плоских сопел с реверсом тяги.

Делать какие-либо сравнения на базе двух картинок дело неблагодарное, и тем не менее, рассмотрев в комплексе весь спектр известных на сегодняшний день сведений, можно надеяться на 10-15%-ное превосходство такой машины над наиболее современным представителем зарубежной авиации F-22. У нашего истребителя есть очень серьезный бонус - время. Со дня первого полета "Раптора" прошло уже Влет, элементарной базе на борту этого истребителя примерно столько же.

"Раптор", безусловно, сильный противник, и воздушный бой с ним не будет прост. Отечественные МиГ-29 и Су-27, в отличие от зарубежных истребителей, оснащены оптико-локационной станцией, что дает им некий шанс в борьбе с самолетом-невидимкой, а совершивший в феврале 2008 года первый полет истребитель Су-35 (Су-27БМ) способен составить хорошую конкуренцию заокеанскому "динозавру". По крайней мере до тех пор, пока на вооружение "Раптора" не поступили ракеты с увеличенной дальностью. Сегодня большая ЭПР Су-35 позволяет F-22, оставаясь незамеченным, обнаружить его за 150-180 км, но стрелять он сможет только после сокращения дистанции между истребителями до 110 км, когда и сам станет видимым для Су-35 в радиолокационном диапазоне, одновременно попадая под обстрел ракетами Р-77. Возможно также, что при помощи новой бортовой оптико-локационной станции ОЛС-35 "Раптор" будет обнаружен на дистанции более 100 км. Тогда два Су-35 по $40-50 млн гарантированно уничтожат один F-22 ценой $146 млн.

Электронные глаза

Ключевой элемент в бортовом радиоэлектронном оборудовании (БРЭО) ПАК ФА - радар, оснащенный антенной с активной фазированной решеткой [АФАР]. На МАКС-2009 разработчик этой системы ОАО "НИИ приборостроения им. В.В. Тихомирова" представил опытный образец именно этой антенны.
В прошлом году первый образец станции был передан на комплексный испытательный стенд, завершается постройка второго комплекта. К середине 2010 года должен быть готов третий образец для летных испытаний на борту летающей лаборатории. По неподтвержденным данным, антенна состоит из 1526 приемо-передающих модулей общей мощностью более 18 кВт. Дальность обнаружения целей с высокой эффективной площадью рассеивания, типа самолета дальнего радиолокационного дозора, не менее 400 км. Ожидается, что станция будет сопровождать 60 и одновременно обстреливать до 16 целей. Кроме этого, на борту нового перехватчика будут установлены антенны в отклоняемых носках крыла и, возможно, станция заднего обзора. Для самообороны будет использоваться оптическая система кругового обзора, что в комплексе с ракетами обратного старта легко позволяет превратить атакующий самолет противника из "кошки" в "мышку".

Чем стрелять

Нормальная боевая нагрузка Т-50 (до 12 ракет класса "воздух-воздух") будет размещаться во внутренних отсеках. Предположительно ПАК ФА имеет два "глубоких" отсека для ракет средней и большой дальности массой до 700 кг и два небольших отсека для ракет малой дальности. Для сравнения, размер отсеков "Раптора" позволяет разместить там не более восьми ракет малой и средней дальности.

Согласно заявлению разработчика, ОАО "Гос МКБ "Вымпел" им. И.И. Торопова" для ПАК ФА готовится несколько образцов перспективного оружия. Высококонтрастные цели могут быть не только обнаружены на дальности до 400 км, но и уничтожены управляемой ракетой большой дальности "изд. 810". Эта ракета - прямой наследник "главного калибра" перехватчика МиГ-31, ракеты Р-33.

На расстоянии от 250 км в работу вступит перспективное развитие УР средней дальности Р-77-"изд. 180-ПД" с силовой установкой на базе прямоточного воздушно-реактивного двигателя. Вариант этой ракеты меньшей дальности - "изд. 180" с твердотопливным двигателем - имеет дальность от ПО до 140 км. В отличие от ракет прошлых поколений, ее новая головка самонаведения будет иметь активно-пассивный режим работы, что позволит наводить УР на источник помех и излучающие РЛС самолетов.
At the turn of the near enemy defenses meet short-range missiles to the MD-C ed. 300). It is equipped with a matrix of thermal homing head with the possibility of pattern recognition and increased by half a range of capture. Powerplant missiles equipped with gas-dynamic device management, which allows not only to catch the highly maneuverable fighter aircraft, but even managed to shoot down an incoming missile.

In the compartments PAK-FA may also be deployed weapons air-to-surface missiles - for example, a new anti-radar missile Kh-58USHKE with folding and feathering, anti-ship missiles like the X-35 or bombs caliber up to 500 kg.

For the suspension of all range of products in the compartments of interceptor developed two standardized vnutrifyuzelyazhnyh ejection device: UVKU-50L rocket weighing 300 kilograms and UVKU-50U - up to 700 kg. The total weight of the load in the interior compartments - more than 2 m, maximum load, where no hidden flight mode, not less so used as melee weapons applies a long-version of the established gun GS-30 ammunition rounds 150-200.

Where to build

The parent company of the Program PAK-FA aircraft factory in Komsomolsk-on-Amur. Since 2007 the building was carried out parallel to the four samples of the new aircraft, one of which is already preparing for the first flight at Zhukovsky. Expected to participate in the program of the Novosibirsk airline, but after the "stagnation" of the 1990, it had difficulty mastering serial production because the country needs Sukhoi Su-34, so count on it until it should.

The plan must be made not less than 430 PAK FA. Compared with the 183 "Raptor", bought the world's richest U.S. Ministry of Defense, the figure seems overly optimistic, particularly against the backdrop of skyrocketing prices of the domestic defense industry. For example, if the MiG-29 model in 1982 cost 3.7 million rubles was sold abroad for $ 18-22 million, but today an updated version of the ship's machinery MiG-29K/KUB, but with AFAR, offered India a $ 70 million .

Perhaps the price of the new machine will start with $ 80 million if we take into account what is happening more and downsizing of the Air Force and Air Defense Forces, we may assume that in our part will do no more than 240 interceptors. It should be noted that they should replace the 339 Su-27 and 300 - MiG-31.

It is good that the fifth generation fighters have so far only the U.S. Air Force. Moreover, the youngest F-22 in 2015, when the start serial production of PAK FA, will celebrate its first five years, and the oldest - of majority. Gather pace of production "light fighter" F-35, but his rival called T-50 can only with great reserve.

Chinese stealth

To the great leap into the fifth generation of China is preparing. The successful development of the production of J-11 - version of the Su-27 - and deduce the modernization of the Chinese comrades in the category of serious air power, now they are trying to aim a blow at the fifth generation. How realistic are these plans and whether this (or these) fighter full "stealth" - time will tell. Nevertheless, the successes of the Middle Kingdom there has already made the first flight of a light fighter J-10 with elements of low visibility and appeared first drawings "main Chinese fighter" class PAK FA and "Raptor".

P-77

На ближнем рубеже обороны противника встретит ракета малой дальности К-МД С изд. 300"}. Она оснащена матричной тепловой головкой самонаведения с возможностью распознавания образа и повышенной вдвое дальностью захвата. Силовая установка ракеты оснащена устройством газодинамического управления, что позволяет не только настигнуть высокоманевренный истребитель, но даже сбить подлетающую управляемую ракету.

В отсеках ПАК ФА также может быть размещено оружие класса "воздух-поверхность" - к примеру, новая противорадиолокационная ракета Х-58УШКЭ со складным оперением, противокорабельная ракета типа Х-35 или бомбы калибра до 500 кг.

Для подвески всей номенклатуры изделий в отсеках перехватчика разрабатываются два унифицированных внутрифюзеляжных катапультных устройства: УВКУ-50Л для ракет массой не более 300 кг и УВКУ-50У - до 700 кг. Общий вес нагрузки во внутренних отсеках - более 2 т, максимальная нагрузка, когда не требуется скрытый режим полета, не менее б т. В качестве оружия ближнего боя применяется длинноствольный вариант хорошо себя зарекомендовавшей пушки ГШ-30 боезапасом 150-200 выстрелов.

Где строить

Головное предприятие по программе ПАК ФА-авиационный завод в Комсомольске-на-Амуре. С 2007 года параллельно велась постройка четырех образцов нового самолета, один из которых уже готовится к первому полету в Жуковском. Предполагалось также участие в программе Новосибирского авиапредприятия, но после "застоя" 1990-х оно с трудом осваивает серийный выпуск так нужного стране фронтового бомбардировщика Су-34, поэтому рассчитывать на него пока не следует.

По плану должно быть изготовлено не менее 430 ПАК ФА. По сравнению со 183 "Рапторами", закупленными самым богатым в мире Минобороны США, цифра выглядит излишне оптимистично, особенно на фоне стремительного роста цен отечественного ВПК. К примеру, если МиГ-29 образца 1982 года стоил 3,7 млн рублей, продавался за рубеж по цене $18-22 млн, то сегодня обновленный корабельный вариант этой машины МиГ-29К/КУБ, но уже с АФАР, предлагается Индии за $70 млн.

Вероятно, цена новой машины будет стартовать с $80 млн. Если учесть, что сейчас происходит еще и сокращение численности ВВС и ПВО, то можно предположить, что в наши части поступит не более 240 перехватчиков. Следует отметить, что заменить они должны 339 самолетов Су-27 и 300- МиГ-31.

Радует, что истребителями пятого поколения обладают пока только ВВС США. Более того, самый молодой F-22 в 2015 году, когда начнется серийный выпуск ПАК ФА, отпразднует свою первую пятилетку, а самый старый - совершеннолетие. Наберет темп серийное производство "легкого истребителя" F-35, но его назвать конкурентом Т-50 можно только с натяжкой.

Китайские невидимки

К большому прыжку в пятое поколение готовится Китай. Успешное освоение производства J-11 - версии Су-27 - и его модернизация выводят китайских товарищей в разряд серьезной авиационной державы, сегодня они пытаются замахнуться и на пятое поколение. Насколько реальны эти планы и будет ли этот (или эти) истребитель полноценным "стелсом" - покажет время. Тем не менее, успехи Поднебесной налицо, уже совершил первый полет легкий истребитель J-10 с элементами малой заметности и появились первые рисунки "основного китайского истребителя" класса ПАК ФА и "Раптора".  
Author Alexander Pachkov / Автор Александр Пачков


More photo Sukhoi PAK-FA T-50
Еще фотографий Сухой ПАК-ФА Т-50

No comments:

Post a Comment